Аннотация к комплексной "Программе воспитания и обучения в детском саду
под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой:
"Программа воспитания и обучения в детском саду" под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений современной науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.
В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая на его индивидуальные особенности.
При разработке программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.
В программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до школы.
Ведущие цели программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности жизнедеятельности ребенка.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, иннициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
творческая организация (креативность) процесса воспитания и обучения;
вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
уважительное отношение к результатам детского творчества;
единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;
соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста, исключая давление предметного обучения.
Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает 4 возрастных периода физического и психического развития детей:
- от 1,8 до 2-х лет ранний возраст
- от 2-х до 3-х лет первая младшая
- от 3-х до 4-х лет вторая младшая
- от 4-х до 5 лет средняя
- от 5- до 6 лет старшая
- от 6 до 7 лет подготовительная
В программе даны примерные универсальные режимы дня для каждой возрастной группы.
Основной формой образовательной деятельности являются занятия , на которых широко используются разнообразные игры, упражнения и игровые ситуации, демонстрационные картины и таблицы, раздаточный материал.
Знания, умения и навыки, полученные на занятиях, должны закрепляться в процессе повседневного общения с детьми, во время прогулок, игр, самостоятельной деятельности.
В данной программе для каждой возрастной группы, указаны критерии по которым отслеживаются знания и умения детей на конец учебного года.
Аннотация к Программе коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи
Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной:
(Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи: Рекоменд. ученым советом ГНУ «Ин-т кор. педагогики РАО». – М.: Просвещение, 2009.)
В «Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» освещаются основные этапы коррекционно-логопедической работы в средней, старшей и подготовительной группах детского сада. В программе представлены результаты многолетних экспериментальных исследований авторов в тесном содружестве с логопедами-практиками.
Данная программа содержит четыре части:
«Логопедическая работа с детьми I уровня речевого развития». Авторы: Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова.
«Логопедическая работа с детьми II уровня речевого развития». Авторы: Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова.
«Логопедическая работа с детьми III уровня речевого развития». Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.
«Логопедическая работа с детьми IV уровня речевого развития». Авторы: Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова.
В содержании логопедических программ учтены общие и специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста, новые вариативные формы организации ранней коррекции отклонений речевого развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с разными проявлениями речевой патологии.
В программе реализованы в соответствии с этиопатогенетической симптоматикой речевого нарушения следующие принципы дошкольной коррекционной педагогики:
принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);
принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;
принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;
деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в речи.
Программы адресованы педагогическим коллективам дошкольных образовательных учреждений, реализующим задачи коррекции различных нарушений речи. |